Экскурсии в природу
Тема | Краткая характеристика |
ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
|
Экскурсия- это коллективный осмотр музейного или вне музейного объекта, проводимый по заранее намеченному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода « образовательно-воспитательных целях. |
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ |
Процесс подготовки любой обзорной (многоплановой) или тематической природоведческой экскурсии, в том числе и по экологической тропе, включает в себя несколько основных последовательных этапов. Подробнее |
Алгоритм и приёмы применяемые при проведении экскурсии |
В начале экскурсии, на которую обычно выделяется до 3 мин. экскурсовод знакомится с экскурсантами (если это необходимо), называет тему экскурсии, ее продолжительность, дает целевые установки. В случае необходимости напоминает правила поведения во время экскурсии. Подробнее |
ТЕХНИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ ГРУППЫ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ |
Уровень проведения экскурсии во многом зависит от ее организованности. .Прежде всего, задолго до начала самой экскурсии будущих экскурсантов ее организаторы должны создать определенное проверить их исправность, установку магнитофонной ленты на нужное место записи, регулировку громкости и т. д. Подробнее |
«Антропогенное влияние на ближайшее природное окружение» |
Задачи: познакомить учащихся с основными типами антропогенного загрязнения окружающей среды; выявить антропогенное воздействие на конкретное природное сообщество; научить их определять положительное и отрицательное воздействия человека на природное сообщество; продолжить формирование умений и навыков проводить наблюдения, сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчеты, делать коллекции; продолжить экологическое воспитание школьников. Подробнее |
Знакомсво с природой |
Цель: Знакомство и формирование коллектива. Показать уникальность природы и уникальность каждого воспитанника. Познакомить с правилами поведения в природе . Подробнее |
Природа очень красива |
Цель: Показать тесную связь всех живых существ в природе.Она полна звуков, запахов. Неожиданностей, открытий. Природа живет своей жизнью и прежде, чем отправиться на изучение окрестностей, Обучающиеся должны составить кодекс местного жителя - правила лесной жизни. Подробнее |
Осень в жизни растении |
Цель: обратить внимание воспитанников на приспособления растений к переживанию неблагоприятных условий зимнего времени. Обратить внимание экскурсантов на осеннюю окраску листьев, которая предшествует листопаду . Подробнее |
Запомни и найди растение |
Цель: Знакомство с растениями своего края развитие зрительной памяти.Деревья, которые чем-то заинтересовали: своей историей, необычной формой кроны,редкостью этого вида. Подробнее |
Изучение окрестностей |
Педагог приводит обучающихся на тропинку, вдоль которой заранее на траве, ветвях, коре, на корнях последовательно, вдоль всей тропинки разложены инородные предметы: сережки, карандаши, прищепки, обертки от конфет, крышки от банок и т. д. Педагог вместе с обучающимся изучает окрестности, присоединяясь то к одному, то к другому воспитаннику. Подробнее |
Прокладываем экологическую тропу |
Прокладываем экологическую тропу. Воспитанники разбредаются по полянке и ее окрестностям с конкретным заданием: выбрать объект для экологической тропы. Объектом может быть обычное дерево: ель, береза, муравейник, кротовина, гнездо осы и т.д.Когда участники выбрали свой объект — тоже на экологической тропе, все собираются снова. Педагог вместе с детьми составляет маршрут экологической тропы, включая все объекты воспитанников . Дети проходят по маршруту и каждый рассказывает про свой объект. |
Наблюдения на экологической тропе |
Экологическая тропинка - прекрасное место для формирования экологического мировоззрения воспитанников. Работая с воспитанниками , я стараюсь вовлекать их в разнообразные виды деятельности: они наблюдают, сравнивают, экспериментируют, играют, рисуют. Наблюдения проводятся в течение всего года. Подробнее |
Условия произрастания растений от места их происхождения |
Цель: Влияние условий обитания на рост и развитие растений.Весной, на экскурсии в лесу -найдите растения, которые для роста и развития требуют значительного количества влаги. Примерами могут служить калужница болотная и чистяк лютичный. Подробнее |
Найди себе дом |
Перед экскурсией в поле, лес или парк скажите обучающимся, что их вдруг заколдовал волшебник, и каждый из них стал ростом со свой мизинец. Дети должны во время прогулки найти себе дом. Это может быть мышиная норка, цветок, лопух, пень или любое другое укрытие. Участники могут сами построить себе дом из травинок, палочек или бересты. Дети должны будут подумать, на чём они будут спать и что будут есть, с кем будут дружить и от кого прятаться. |
Взаимосвязь организмов в экосистеме дубравы
|
Цель экскурсии на наглядном примере показать понятие «экологической ниши» .По результатам наблюдений делают вывод о многообразии почвенной фауны елового леса; зависимости вертикального расположения животных от влажности, пористости и сложения почвы; соотношении между заселенностью почвенных слоев и скоростью разложения остатков растений; значении почвенных животных в жизни елового леса. Подробнее |
Взаимосвязь организмов в экосистеме ельника
|
В результате наблюдений делают вывод о многообразии почвенной фауны леса ; зависимости вертикального расположения животных от влажности, пористости и сложения почвы; соотношении между заселенностью почвенных слоев и скоростью разложения остатков растений; значении почвенных животных в жизни широколиственного леса. Подробнее |
Исследуем почву |
Для занятия необходима лопата. Воспитанники делятся на группы по 4 — 5 человек. Каждой группе выдают лист бумаги, детей просят написать, кого и что можно встретить в почве. Воспитанники обсуждают, каждая группа предлагает свой вариант. Затем на листок каждая группа выкапывают лопатой почву. И воспитанников просят ее исследовать, копать и снова описать содержимое почвы. Затем все группы собираются вместе и обсуждают.Следующий вопрос: «Как образуется почва?». После того, как дети расскажут свои версии, педагог берет чистый лист бумаги и 2 камня. Начинает тереть камни друг о друга. На бумагу сыплются песчинки. Так происходит выветривание и образуется песок. Чтобы узнать состав почвы педагог помещает лопату почвы в 3-х литровую банку, заливает водой и перемешивает и оставляет до следующего занятия. Подробнее |
Почва широко-лиственного леса и её обитателей
|
В результате наблюдений делают вывод о многообразии почвенной фауны леса; зависимости вертикального расположения животных от влажности, пористости и сложения почвы; соотношении между заселенностью почвенных слоев и скоростью разложения остатков растений; значении почвенных животных в жизни широколиственного леса. Подробнее |
Экскурсия на водоем |
Цель и задачи: Дать Воспитанникам представление о том, что пруд - это сообщество водных обитателей: Предлагаем воспитанникам высказать свое отношение к пруду, к окружающей природе в целом. Подробнее |
Земноводные в природе
|
На основании наблюдений делают вывод о многообразии и численности видов амфибий в данном сообществе, их приспособленности и взаимосвязи с другими животными; дайте оценку состоянию условий их постоянного местообитания и влиянию деятельности человека на сохранение вида и сообщества в целом. |
Пресмыкающиеся в природе
|
На основании наблюдений делают вывод о многообразии и численности видов на данном участке, взаимосвязях с другими видами, их адаптации к условиям существования, дайте оценку влияния деятельности человека на состояние местных популяций изучаемых видов и на сообщество. Подробнее |
Отгадай, чьи следы |
Место проведения: на площадке около школы, в парке, на природе.Время проведения: зимой. Дети делятся на две команды. Каждый из первой команды делает по одному отпечатку своей обуви на снегу…Следы кошки, собаки и т.д. |
Тетеревиные птицы
|
Следы на снежной тропе.По результатам наблюдений дают оценку многообразия и численности тетеревиных птиц на обследованном участке леса; влияния различных факторов на жизнь птиц зимой; достаточности кормовой базы в этот период. Сделайте вывод о значении тетеревиных птиц в поддержании устойчивости лесной экосистемы. Предложите систему мер, способствующих стабилизации численности тетеревиных. Подробнее |
Врановые птицы
|
Следы на снежной тропе. По результатам наблюдений (проведенных в течение нескольких дней) делают вывод о многообразии и численности зимующих птиц, которые используют пищевые отходы человека; об особенностях их образа жизни и суточной активности; о возможных причинах объединения в стаи птиц разных видов. Дайте оценку влияния деятельности человека в поддержании многообразия и численности видов пернатых. Подробнее |
Птицы луга |
Обследуют и описывают участок луга, где гнездится птица. Определите характерные виды травянистых растений, их высоту, фенофазу. Установите, какие ещё виды птиц были встречены на данном участке. Если среди них есть гнездящиеся, отметьте гнёзда на карте-схеме. Подробнее |
Перелётные птицы
|
Перелётные птицы смешанного леса. На основании наблюдений делают выводы: какой период в жизни птиц вы наблюдаете.. Дают оценку деятельности человека, а отмеченные отрицательные факторы обозначьте на карте-схеме обследуемого участка. Предлагают меры, связанные с охраной и поддержанием численности изучаемых видов птиц. Подробнее |
Листостебельные мхи |
Биологические особенности произрастания листостебельных мхов .Разнообразие внешнего вида и строения мхов. Особенности внешнего строения листьев мхов .Особенности клеточного строения листьев мхов. Поглощение и проведение воды некоторыми мхами. Сохранение поглощённой мхами вод. Результаты наблюдений за скоростью потери воды целью и расчленённой дерновинами гриммии .Некоторые виды мхов. . 1-дикранум многоножковый, 2-родобриум 3-гриммия,4-фунария, 5-полия, 6-аулакомниум болотный, 7-каллиергон. 8-ритидиадельфус, 9-ракомитриум шерстистый, 10-гипнум,11-плагиотециум, 12-плеврозиум, 13-птилиум, 14-дрепанокладус. 15-климациум, 16-мниум, 17-туидиум, 18-брахитециум,19-гиликомиу. Подробнее |
Кукушкин лён и сфагнум
|
Строение кукушкина льна и сфагнума. Можно проводить в лесу или с гербарными образцами. Какое строение имеет кукушкин лен и сфагнум? В чем их сходство и отличие? Из каких клеток состоит лист сфагнума? Какую функцию они выполняют? Подробнее |
Строение папоротника и хвоща |
Образцы папоротника мужского и хвоща полевого (весенние и летние побеги), часть листа папоротника мужского со спорангиями, спороносные колоски хвоща полевого, Сравните весенние и летние побеги хвоща. Чем они отличаются? Какую функцию выполняют? Подробнее |
Строение и размножение хвойных (сосна)
|
Можно проводить в лесу или с гербарными образцами Рассмотрите внешнее строение побега сосны обыкновенной. Найдите удлиненные и укороченные побеги. Как располагаются хвоинки на побеге? Сколько их на укороченном побеге? Рассмотрите на рисунке внешнее строение побега сосны сибирской. Сколько хвоинок на укороченном побеге? Подробнее |