Формирование
образовательным учреждением собственной модели успешной социализации детей и
подростков
При разработке модели мы исходили из
того, что формирование экологической культуры школьников требует комплексного
подхода к перестройке педагогического процесса Дома творчества в связи с
включением экологической составляющей на ранних ступенях обучения. При этом
продолжалось наращивание практических умений и навыков экологической
грамотности учащихся. Такой подход обусловлен возрастными особенностями воспитанников,
познавательная активность которых носит на начальных этапах в основном
предметно-наглядный, действенный характер.
Как показал анализ, наиболее эффективно
на формирование экологической культуры воспитанников влияют массовые
мероприятия и коллективные творческие дела: праздники, экологические акции,
ролевые игры на экологические темы, конкурсы, викторины, экологические
экспедиции, флористические, художественные и декоративно-прикладные выставки,
тематические циклы.
Концептуальной
основой занятий кружков стали следующие принципы: гуманности – воспитание по
законам добра, милосердия, любви,
справедливости; единства: мы – часть
природы; уважения к природе ("не навреди") – каждое живое существо
имеет право на жизнь; проблемности – раскрытие экологических проблем, охрана живой природы и здоровья человека;
дифференцированного подхода – организация деятельности учащихся с учетом их
индивидуальных и возрастных особенностей, творческих предпочтений;
краеведческий принцип – люби свой край, изучай и люби природу, живи с ней в
согласии; принцип ученического проектирования – участие в организации практической
деятельности, самостоятельная работа, полное выполнение работы.
|