Дополнительно-образовательная программа воспитательной работы
районной школы - лагеря экологического актива учащихся
Оричевского района
Аннотация
В номинации «Методическое обеспечение воспитательной работы» представлена Программа психологического сопровождения учащихся школы - лагеря экологического актива Оричевского района Кировской области. Данная программа является дополнением программы районной школы – лагеря экологического актива школьников.
Программа включает в себя все направления деятельности педагога-психолога: психологическую диагностику, коррекционно-развивающую работу, психологическую профилактику, психологическое просвещение и консультирование.
В программе отражены цели, задачи, ожидаемый результат, методические рекомендации по организации психологического сопровождения школьников на протяжении всей работы школы - лагеря экологического актива.
Особенностью программы является использование методологии социально-психологических тренингов, направленных на коррекцию экологического сознания личности.
В программу входят:
- концептуальные основы (цель, задачи, возраст участников, значимость программы);
- направления работы;
- принципы работы;
- методы работы;
- механизм реализации программы;
- библиографический список.
К программе прилагается методический комплекс по реализации программы:
Приложение № 1: Тренинговые занятия
Приложение № 2: Аутотренинговые занятия
Приложение № 3: Диагностические материалы
Приложение № 4: Результаты психологического сопровождения
Приложение № 5: Творческая мастерская
Приложение № 6: Экологические письма
Приложение № 7: Дополнительные психологические игры и упраженния
Программа психологического сопровождения районного лагеря экологического актива имеет социальное значение. От реализации данной программы зависит эффективность экологизации всего образовательного пространства, развитие у участников лагеря гуманного отношения к природе, профессиональное самоопределение воспитанников через саморазвитие и развитие межличностных отношений, укрепление психического и физического здоровья.
Программа психологического сопровождения может быть использована классными руководителями для проведения воспитательных мероприятий эколого-психологической направленности, педагогами - организаторами для проведения мероприятий, учителями начальных классов как методический материал для проведения внеклассных мероприятий и психологами при сопровождении летних лагерей, а также методистами, занимающихся вопросами экологического обучения и воспитания.
Пояснительная записка
Летний лагерь – это время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, оказания полноценной психологической помощи, развития личности в атмосфере свободы выбора деятельности.
Исходя из современных условий организации летнего отдыха детей, была разработана целенаправленная программа психолого-педагогического сопровождения лагеря, учитывающая специфику экологического лагеря и возрастные особенности детей.
Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха включает в себя все направления деятельности педагога-психолога: психологическую диагностику, коррекционно-развивающую работу, психологическую профилактику, психологическое просвещение и консультирование.
Особенность программы
Данная программа, основанная на методологии социально-психологического тренинга, направлена на коррекцию экологического сознания развивающейся личности. Основной целью любых экологических мероприятий, является формирование экологической культуры людей. Базисом экологической культуры является система экологических знаний, умений и навыков. Однако знания только тогда превращаются в действие, когда сформировано экологическое сознание, результатом проявления которого является ответственное отношение к своему поведению в окружающем мире.
В психологическом плане ответственное отношение — это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, экологическая деятельность должна быть осознана. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», через проведение специально разработанных тренинговых упражнений и практических занятий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное, ценностное отношение личности к миру природы
Концептуальные основы программы
Цель: создание условий для эффективной познавательной деятельности через организацию психолого-педагогического сопровождения детей в условиях временного детского коллектива.
Задачи:
1)проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния участников лагеря с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности;
2) создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетентности у участников лагеря;
3) осуществление психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих летнюю районную школу – лагерь экологического актива, (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения) средствами аутотренинговых, релаксационных занятий, игровой терапии;
4) развитие у детей осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях школы – лагеря;
5) расширение индивидуального экологического пространства, формирование у подростков способности ощущать себя частью природы, общества, коллектива;
6) формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;
7) развитие эмпатии к природным объектам, формирование позитивных целей взаимодействия человека и природы;
8) развитие саморегуляции и самоконтороля, коммуникативных и творческих способностей детей.
Возраст участников: 8 – 16 лет
Значимость программы:
- укрепление психического и физического здоровья воспитанников;
-профессиональное самоопределение воспитанников;
- развитие у участников лагеря гуманного отношения к природе, через саморазвитие и развитие межличностных отношений;
При разработке программы психологического сопровождения экологического лагеря учитывались следующие положения:
- соответствие возрастным особенностям и специфике экологического лагеря, временного детского коллектива;
- гармоничное сочетание развития личностных возможностей с формированием общественных интересов;
- единство и взаимосвязь всех направлений работы психолога – целостная система воздействий на ребенка.
Результативность программы:
Формальные результаты:
- количество воспитанников, принявших участие в запланированных мероприятиях;
- фото и видео материалы по проделанной работе;
- результаты творческой деятельности детей и подростков;
- количество проведенных консультаций с субъектами воспитательного процесса (воспитанники, их родители и педагоги).
Неформальные результаты:
В ходе реализации программы психологического сопровождения у участников лагеря
- сформируется осознанное отношение к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям;
- произойдет расширение индивидуального экологического пространства;
- сформируется способность ощущать себя частью природы, общества, коллектива;
- дети смогут позитивно взглянуть на себя и окружающий мир в целом, научатся регулировать и контролировать свои мысли, чувства, эмоции и процессы, которые протекают в организме;
- приобретут опыт позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.
Программа психологического сопровождения районного лагеря экологического актива имеет социальное значение. От реализации данной программы зависит эффективность экологизации всего образовательного пространства. В программе используются методы экологического образования, целью которых является развитие у участников лагеря гуманного отношения к природе, через саморазвитие и развитие межличностных отношений. В программе освещен эколого – психологический тренинг, как один из методов экологической идентификации, направленный на формирование личностной установки на партнерское взаимодействие с живыми существами, коррекцию и развитие отношений участника лагеря к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью), к окружающей социоприродной среде. Кроме того, проведение тренингов способствуют снятию психологической напряжённости, настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому, положительный эмоциональный фон занятий поможет снять у детей негативные эмоциональные состояния.
Таким образом, психологический тренинг является необходимой составляющей мероприятий в экологическом лагере, так как именно упражнения тренинга позволяют вспомнить, обсудить с другими, снова пережить и прочувствовать те новые знания, которые были получены в ходе экологических мероприятий. Именно чувственная переработка полученной ранее информации позволяет сформировать новые экологические установки личности. Коллективное выполнение упражнений формирует желание сотрудничать и достигать цели совместными усилиями, учит ребят взаимодействовать друг с другом, что повышает эффективность любой деятельности, в том числе и экологической.
|