Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Дополнительно-образовательная программа воспитательной работы районной школы - лагеря экологического актива учащихся Оричевского района
19.11.2014, 14:10

Дополнительно-образовательная программа воспитательной работы

районной школы - лагеря экологического актива учащихся

 Оричевского района

Аннотация      

    В номинации  «Методическое обеспечение воспитательной работы»   представлена  Программа психологического сопровождения  учащихся школы - лагеря экологического актива  Оричевского района Кировской области. Данная программа является дополнением программы  районной школы – лагеря экологического актива школьников.

Программа  включает в себя все направления деятельности педагога-психолога:  психологическую диагностику,  коррекционно-развивающую работу, психологическую профилактику, психологическое просвещение и  консультирование.

В программе отражены цели, задачи, ожидаемый результат, методические рекомендации по организации психологического сопровождения школьников на протяжении всей работы школы - лагеря экологического актива.

Особенностью программы является использование методологии социально-психологических тренингов, направленных на коррекцию экологического сознания личности.

В программу входят:

  • концептуальные основы (цель, задачи, возраст участников, значимость программы);
  • направления работы;
  • принципы работы;
  • методы работы;
  • механизм реализации программы;
  • библиографический список.

К программе прилагается методический комплекс по реализации программы:

Приложение № 1: Тренинговые  занятия   

Приложение № 2: Аутотренинговые занятия

Приложение № 3:  Диагностические материалы

Приложение № 4: Результаты психологического сопровождения

Приложение № 5: Творческая мастерская

Приложение № 6: Экологические письма

Приложение № 7: Дополнительные психологические игры и упраженния

Программа психологического сопровождения районного  лагеря  экологического актива имеет социальное  значение. От реализации данной программы зависит эффективность экологизации  всего образовательного пространства, развитие у участников лагеря гуманного отношения к природе, профессиональное самоопределение воспитанников  через саморазвитие и развитие межличностных отношений, укрепление психического и физического здоровья.

Программа психологического сопровождения может быть использована классными руководителями для проведения воспитательных мероприятий эколого-психологической направленности, педагогами -  организаторами для проведения мероприятий, учителями начальных классов как  методический материал для проведения внеклассных мероприятий и психологами при сопровождении летних лагерей,  а также методистами, занимающихся вопросами экологического обучения и воспитания.

Пояснительная записка

         Летний лагерь  –  это время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, оказания полноценной психологической помощи, развития личности в атмосфере свободы выбора деятельности.

 Исходя из современных условий организации летнего отдыха детей, была разработана целенаправленная программа психолого-педагогического сопровождения лагеря, учитывающая специфику экологического лагеря и возрастные особенности детей.

         Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях  организации   летнего отдыха включает в себя все направления деятельности педагога-психолога:  психологическую диагностику,  коррекционно-развивающую работу, психологическую профилактику, психологическое просвещение и  консультирование.

Особенность программы

         Данная программа, основанная на методологии социально-психологического тренинга, направлена на коррекцию экологического сознания развивающейся личности. Основной целью любых экологических мероприятий, является формирование экологической культуры людей. Базисом экологической культуры является система экологических знаний, умений и навыков. Однако знания только тогда превращаются в действие, когда сформировано экологическое сознание, результатом проявления которого является ответственное отношение к своему поведению в окружающем мире.

В психологическом плане ответственное отношение — это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, экологическая деятельность должна быть осознана. Это осознание происходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания», через проведение специально разработанных тренинговых упражнений и практических занятий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное, ценностное отношение личности к миру природы

Концептуальные основы программы

Цель: создание условий для эффективной познавательной деятельности через организацию психолого-педагогического сопровождения детей в условиях временного детского коллектива.

Задачи:

1)проведение  психолого-педагогической  диагностики психоэмоционального состояния участников лагеря  с целью оказания им  своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и  коррекционно-развивающей деятельности;

2) создание  психологически комфортных условий  для развития коммуникативной компетентности у участников лагеря;

3) осуществление психофизического  оздоровления  несовершеннолетних, посещающих летнюю  районную  школу – лагерь экологического актива, (снижение  уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения)  средствами аутотренинговых, релаксационных занятий, игровой терапии;

 4) развитие  у детей  осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию  психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях школы – лагеря;

5) расширение индивидуального экологического пространства, формирование у подростков способности ощущать себя частью природы, общества, коллектива;

6) формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;

7) развитие эмпатии к природным объектам, формирование позитивных целей взаимодействия человека и природы;

8) развитие саморегуляции и  самоконтороля, коммуникативных и творческих способностей детей.

Возраст участников:   8 – 16 лет

Значимость программы:

- укрепление психического и физического здоровья воспитанников;

-профессиональное самоопределение воспитанников;

- развитие у участников лагеря гуманного отношения к природе, через саморазвитие и развитие межличностных отношений;

При разработке программы психологического сопровождения экологического лагеря  учитывались следующие положения:
- соответствие возрастным особенностям и специфике экологического лагеря, временного детского коллектива;

- гармоничное сочетание развития личностных возможностей с формированием общественных интересов;

- единство и взаимосвязь всех направлений работы психолога – целостная система воздействий на ребенка.

Результативность программы:

Формальные результаты:

 - количество воспитанников, принявших  участие в запланированных мероприятиях;

 - фото и видео материалы по проделанной работе;

 - результаты творческой деятельности  детей и подростков;

 - количество проведенных консультаций с субъектами воспитательного процесса (воспитанники, их родители и  педагоги).

Неформальные  результаты:

 В ходе реализации программы психологического сопровождения  у участников лагеря

-  сформируется осознанное отношение к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям;  

-  произойдет расширение индивидуального экологического пространства;

- сформируется способность ощущать себя частью природы, общества, коллектива;

- дети смогут позитивно взглянуть на себя и окружающий мир в целом, научатся  регулировать и контролировать свои мысли, чувства, эмоции и процессы, которые протекают в организме;

- приобретут  опыт позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой  деятельности.

      Программа психологического сопровождения районного  лагеря  экологического актива имеет социальное  значение. От реализации данной программы зависит эффективность экологизации  всего образовательного пространства. В программе  используются методы экологического образования, целью которых является развитие у участников лагеря гуманного отношения к природе, через саморазвитие и развитие межличностных отношений. В программе освещен эколого – психологический тренинг,  как один из методов экологической идентификации, направленный на формирование личностной установки на партнерское взаимодействие с живыми существами,  коррекцию и развитие отношений участника лагеря к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью), к окружающей социоприродной среде. Кроме того, проведение тренингов способствуют снятию психологической  напряжённости, настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому,  положительный эмоциональный фон занятий поможет  снять у детей негативные эмоциональные состояния.

Таким образом, психологический тренинг является необходимой составляющей мероприятий в экологическом лагере, так как именно упражнения тренинга позволяют вспомнить, обсудить с другими, снова пережить и прочувствовать те новые знания, которые были получены в ходе экологических мероприятий. Именно чувственная переработка полученной ранее информации позволяет сформировать новые экологические установки личности. Коллективное выполнение упражнений формирует желание сотрудничать и достигать цели совместными усилиями, учит ребят взаимодействовать друг с другом, что повышает эффективность любой деятельности, в том числе и экологической.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Elena
Просмотров: 768 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Оричевский Дом творчества © 2024Конструктор сайтов - uCoz