Пояснительная записка
В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение детей с природой. Содержание программы позволяет экологизировать курс природоведения в 1-4 классах. Реализация курса программы «Мир вокруг нас» изучается в более разнообразных формах и видах практической деятельности учащихся .
Особое влияние уделяется вопросам охраны и рационального использования растительного мира. Полноценность использования данной программы обеспечивается работой с конкретными природными объектами,
( биология растений и животных, умение проанализировать особенности произрастания растений, жизнедеятельности животных, наблюдение за живыми объектами), развитием стремления к познанию окружающего мира через познавательно исследовательскую деятельность.
Данная программа предназначена для различных возрастных категорий учащихся (6-11лет)
Цель: Воспитание у учащихся экологической культуры на основе формирования системы экологических знаний и умений.
Задачи:
1. Раскрытие основных понятий о природе, целостное представление о развитии растительного и животного мира.
2.Изучение многообразия видов растений и животных нашего региона.
3.Освоение учащимися простейших методов научного исследования.
4. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению окружающей среды.
5. Углубление знаний учащихся в области экологии. формирование у учащихся правильного отношения к природе.
6. Воспитание активной творческой личности, которая сможет реализовать свои возможности и талант в жизни.
I. Методы, формы, виды деятельности и развитие личности на занятиях кружка:
1.1.Методы научного познания:
Работа с литературными источниками, наблюдение, описание, моделирование, аналогия, анализ, синтез, выдвижение предположений, составление проектов, работа с интернетом.
1.2.Методы практической направленности
2.1 Уход за растениями, , выращивание цветочной рассады, обработка почвы,ухаживание за домашними животными, изготовление кормушек, поделки из природного материала сортировка и захоронение пищевых и бытовых отходов.
2.2 Изучение и инвентаризация видов растений пришкольного участка.
2.3 Создание экологической тропы
2.4 Формирование умений проведения наблюдений за природными объектами.
1.3Линии развития личности
3.1 социальное развитие:
— развитие самопознания и положительной самооценки;
— овладение способами внеситуативно-личностного общения;
— высокий уровень коммуникативной компетентности;
— осознание функций речи (индивидуальные проекты)
3.2 физическое развитие:
— развитие осознанного отношения к своему здоровью;
— формирование потребности в здоровом образе жизни;
--совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств
3.3 познавательное развитие:
—систематизация знаний, стимулирующая развитие позна-
вательных и творческих способностей;
.— развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям, индивидуальные и групповые проекты.
3.4 эстетическое развитие:
-углубленное приобщение к природе , многообразию живых объектов;
---развитие способности к эстетической оценке окружающей среды
1.4 Ожидаемые результаты:
В ходе реализации данной программы в рамках дополнительного образования предполагается сформировать у учащихся:
4.1 бережное отношение к природе, стремление реально улучшить экологическое благополучие своей местности;
4.2 развивать требовательность к себе, аккуратность, точность в работе;
4.3нание видового состава основных экологических особенностей растений своей местности, умение различать их в природе, узнавать редкие и подлежащие охране растения
4.4 подготовка учащихся к труду, к жизни, оказание практической помощи школе по выращиванию комнатных цветков и цветочной рассады.
4.5 воспитание активной творческой личности, которая сможет реализовать свои возможности и талант в жизни.
1.5 Виды контроля знаний и умений воспитанников объединения
Виды контроля
|
Краткая характеристика
|
Предварительный (ориентировочный, диагнистический)
|
Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение знаний перед изучением темы.
|
Текущий-
(исполнительный,
операционный,
следящий)
|
Выявление объёма, глубины и качества восприятия изучаемого материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях по экологии растений и нахождение путей их устранения . Выявление степени ответственности воспитанников и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы.
Стимулирование интереса и их активности в познании.
|
Тематический
(периодический,
|
Проводится форме собеседования, конференции и др.Обобщение и систематизация знаний темы.
|
Итоговый
Наиболее распространённый
|
Оценка знаний. Умений и навыков в соответствии с требованиями программы
|
В основе процесса воспитания экологической культуры лежит живое общение детей с природой. Это требует от педагога знаний биологии растений и животных, умений показать особенности произрастания растений, жизнедеятельности животных, навыков организации экскурсий и наблюдений за живыми объектами. Можно сказать, что необходима система изучения природы для различных возрастных категорий учащихся.
Работа эта сложная, включает несколько лет обучения.
В течении 1 года воспитанники знакомятся с неживой и живой природой,
природными явлениями ,погодными изменениями в природе, временами года ,сезонными изменениями в жизни растений и животных, учатся простейшим фенологическим наблюдения, понятием - экология .
В течении 2 года воспитанники изучают природу своей местности и растения . Принимают участие в создании «Зелёной книги пришкольного участка.» Проводят инвентаризацию видов деревьев, кустарников, травянистых растений.
Знакомятся с особенности произрастания растений в различные периоды роста. На основе инвентаризации растений пришкольного участка для учащихся (1-4 кл. ) создаётся экологическая тропа.
В течении 3 года воспитанники изучают многообразие и единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует их экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения, узнают основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Структура программы
Содержание программы
1год - « Я познаю природу»
2год –« Экология растений»
3год – «Экология животных
I I .Тематическое планирование.
|